logo

История

  • Создан Ижевский государственный радиозавод (позже Ижевский радиозавод, ИРЗ).

    С выпуска первой партии радиоприемников IV класса «Волна» началось производство бытовой радиоаппаратуры, которое продолжалось до конца 90 годов ХХ века. 

  • Принято решение об участии радиозавода в национальных космических проектах в качестве производителя телеметрических систем. 

    В декабре продукция «Ижевского Государственного радиозавода» впервые представлена на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР.

  • Завод изготовил первые приборы телеметрических систем для ракеты-носителя «Восток». 

  • Началось серийное производство аппаратуры для ракетно-космической отрасли.

    В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР на ИРЗ создано ОКБ по сопровождению серийного производства специальной аппаратуры.

  • Ижевский радиозавод вошел в состав Пятого Главного Управления Министерства общего машиностроения как серийный производитель космической телеметрии.

    Предприятие освоило производство систем управления высокодинамичными объектами.

  • Завод  освоил аппаратуру для первого в СССР метеорологического спутника «Метеор».

  • Разработана и произведена телеметрическая система для испытаний первого в СССР сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144.

    Достигла планеты Венера автоматическая станция «Венера-4» с радиотелеметрической системой ИРЗ.

  • Стартовал космический корабль «Союз» с телеметрией, изготовленной на ИРЗ. Объем производства телеметрических систем для специальных заказчиков превысил объем гражданской аппаратуры.

    Завод освоил производство аппаратуры спутниковой навигации.

  • Началось становление микроэлектронного производства.

  • Изготовлена первая советская спутниковая корабельная навигационная аппаратура в интересах ВМФ.

  • Завод приступил к производству аппаратуры для траекторных измерений высокодинамичных объектов.

  • За высокие достижения в области освоения космической техники Ижевскому радиозаводу вручен орден Трудового Красного Знамени.

  • Ижевский радиозавод освоил производство аппаратуры космической связи.

  • Освоены первые в СССР радиоприемные устройства с цифровой обработкой сигнала, началось производство аппаратуры спутниковой навигации нового поколения для системы ГЛОНАСС.

  • Началась эксплуатация заводского радиополигона для испытаний ретрансляторов и антенных устройств.

    Завод освоил выпуск морского навигационного спутникового комплекса.

  • ИРЗ приступил к производству малогабаритной абонентской аппаратуры.

  • Производство бортовых радиотехнических комплексов для различных КА связи.

  • Завод посетил космонавт Николай Рукавишников.

    На заводе освоен  высокоорбитальный связной ретранслятор с функцией обеспечения прямой передачи информации с космической станции «МИР», в том числе и при выходе ее из зоны прямой связи.

  • Для проекта «Энергия-Буран» ИРЗ изготовил 140 различных блоков и систем.

  • Продолжая работу в интересах ракетно-космической отрасли, ИРЗ начал развивать конверсионные направления: производство аппаратуры автоматики, безопасности и связи для железных дорог,  производство радиостанций для силовых структур, производство аппаратуры для топливно-энергетического комплекса.

  • Завод освоил выпуск VSAT станций С диапазона по заказу Центробанка.

    Сеть станций спутниковой связи «Стела», развернутая Ижевским радиозаводом совместно с предприятиями-партнерами в девяти регионах страны, позволила связать в единую систему рассчетно-кассовые центры Центробанка.

  • На ИРЗ началось производство аппаратуры бортовых командно-измерительных систем.

  • Завод получил статус базового предприятия Российского космического агентства. 

    Началась разработка и производство OEM навигационных модулей.

    В год 40-летия ИРЗ предприятие посетил космонавт Геннадий Стрекалов.

  • Первая собственная разработка ИРЗ для ракетно-космической отрасли — ТМС для РБ «Фрегат». 

    Завод начал производство погружных телеметрических систем для нефтедобычи.

  • С участием аппаратуры ИРЗ реализован ряд международных космических проектов: МКС (телеметрия для всех российских модулей), КА SESAT по заказу Европейской организации спутниковой связи «Eutelsat», программа «Морской старт» по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования и др.

  • Завод освоил производство систем автоматической стыковки «Курс». 

    Началось серийное производство и поставки на железные дороги радиостанции РС-46МЦ.

  • На ИРЗ разработаны и поставлены на производство бортовая аппаратура телесигнализации и бортовые цифровые вычислительные комплексы («Салют-32») для КА ГЛОНАСС и телекоммуникационных спутников.

  • Началось производство усовершенствованной бортовой системы безопасности для железных дорог КЛУБ-У.

  • Завод освоил серийное производство локомотивной радиостанции «РВС-1».

    На заводе создан собственный испытательный центр электронной компонентной базы.

    Прошел испытания бортовой ретрансляционный комплекс «Садко» для космической группировки «Гонец-М».

    Разработаны и освоены в производстве комплексы диспетчерского управления объектами нефтедобычи. 

  • ИРЗ посетил первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов.

  • Завод посетил президент РФ (2008—2012) Дмитрий Медведев.

  • Для реализации проекта высокоскоростного электропоезда «Сапсан» ИРЗ произвел аппаратуру безопасности КЛУБ.

  • Завод первым в России прошел сертификацию на соответствие международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS.

    На ИРЗ разработан бортовой цифровой вычислительный комплекс БЦВК для негерметичных КА со сроком активного существования 15 лет.

  • Поставлена на производство телеметрическая система для семейства перспективных ракет-носителей «Ангара».

    Разработана бортовая вычислительная машина для малых космических аппаратов.

  • Разработаны и производятся телеметрические системы для космических аппаратов высокоорбитальной системы «Арктика».

    Завод освоил производство системы безопасности для специального самоходного подвижного состава на комбинированном ходу ССПС-КХ.

    Началось строительство радиозаводского жилого микрорайона.

  • ИРЗ начал производство системы автоматической стыковки нового поколения «Курс-НА».

    На заводе разработан миниатюрный 2-канальный навигационный приемник МНП-М9.1.

    Начались поставки диагностической аппаратуры ИРЗ — систем контроля и регистрации параметров движения — в интересах Московского и Санкт-Петербургского метрополитена.

    Началось производство аппаратуры, работающей в составе единой командно-телеметрической системы космических кораблей. На новой элементной базе произведены приборы для МКС, началась эксплуатация первых приборов. Разработана и поставлена аппаратура для технического и стартового комплекса космодрома «Восточный».

    Аппаратурой связи ИРЗ, работающей по стандарту GSM-R, оснащены поезда «Ласточка» для Олимпийского Сочи.

    Освоена новая аппаратура для нефтедобычи — станции управления для штангово-глубинных насосов, резонансно-волновые комплексы для борьбы с солеотложениями на погружном оборудовании.

    В рамках программы создания на ИРЗ испытательного центра полного цикла, предприятие получило лицензию, дающую право проводить испытания ЭРИ на радиационную стойкость.

    На ИРЗ внедряется  Производственная система радиозавода (ПСР), созданная на основе мирового опыта «бережливого производства».

    Введены в строй новые очистные сооружения, позволяющие на треть сократить концентрацию солей тяжелых металлов в стоках с гальванического производства. 

  • ИРЗ разработал и произвел первую в России бортовую систему видеоконтроля для наблюдения за разделением ступеней и отделением полезной нагрузки. В развитие темы космической видеокамеры разработано новое изделие, предназначенное для визуального контроля за процессом раскрытия антенн и солнечных батарей, а также для контроля теплового режима КА.

    Изготовлен комплект нового изделия, обеспечивающего организацию канала связи между бортовой аппаратурой служебного модуля МКС и спутником-ретранслятором «Луч».

    Принята на снабжение ОАО «РЖД» новая система цифровой радиосвязи, работающая в стандарте DMR. В интересах железных дорог осваивается производство систем безопасности нового поколения БЛОК-М, диагностической аппаратуры (ЛОТЕС, УОИ и др.).

    Для контроля компонентов и узлов ответственных изделий на ИРЗ внедрена новая система рентгеновского контроля с функцией томографа.

  • Разработанная и произведенная на ИРЗ первая в России бортовая система видеокотроля (БСВК) успешно отработала в составе ракеты-носителя «Союз-2.1а», стартовавшей с космодрома «Восточный» 28 апреля. В режиме реального времени была осуществлена видеосъемка отделения ступеней ракеты-носителя, сброса головных обтекателей и отделения блока выведения «Волга» с космическими аппаратами на борту. 

    Совместно с партнерами CAST CACEC из Китайской Народной Республики на базе ИРЗ ТЕСТ создана международная лаборатория для научно-технического сотрудничества в области применения высоконадежной электронной компонентной базы производства КНР предприятиями российской ракетно-космической отрасли.

    В состав системы КЛУБ-У внедрен новый блок БЭЛ-УМ. Данное конструктивное изменение позволяет оптимизировать эргономичность размещения блоков при оборудовании локомотива и снизить себестоимость производства.

    Совместно с ОАО «Скоростные магистрали» и ОАО «НИИАС» ИРЗ принимает участие в разработке и изготовлении системы обеспечения безопасности и поездной радиосвязи (СОБ-400) для высокоскоростного подвижного состава в рамках проекта ВСМ Москва-Казань.

    ИРЗ посетил летчик-космонавт, Герой Российской Федерации Олег Скрипочка.