logo

Главная / О группе компаний / Новости /
Радиомодем для экстра-тормоза

   

Сегодня увеличение веса и длины грузовых поездов на железной дороге рассматривается как один из резервов увеличения ее пропускной и провозной способности. Причина — рост объемов грузоперевозок по стране. Предпринимается качественно новый шаг — ввод в обращение поездов весом 9000 тонн. В первую очередь — на наиболее грузонапряженных направлениях.

Проблема эта, безусловно, комплексная — ведь технология принципиально новая. С точки зрения ИРЗ как давнего партнера «РЖД» она интересна тем, что должна решаться при обеспечении безопасности движения поездов-тяжеловесов. Понятно, что цена любого сбоя в пути следования «девятитысячника», любой технической неисправности неизмеримо выше, чем у обычных.

ВНИИЖТ разработал виртуальную модель по определению продольно-динамических реакций, возникающих при вождении тяжеловесов только в голове состава. Их значения превышают допустимые нормы при некоторых режимах торможения. На основе данных компьютерного моделирования было принято решение о разработке устройства, управляющего процессом торможения поезда одновременно с головы и хвоста. Дело в том, что скорость тормозной волны не превышает 300 м/с, и торможение хвостовой части состава отстает на 5—6 секунд от головы. Такая задержка при применении экстренного торможения, особенно при скорости 20—30 км/час, может привести к повреждению автосцепки, выдавливанию вагонов из колеи, к сходу подвижного состава с рельсов. И чтобы этого не произошло с «девятитысячниками» — ведь это настоящие гиганты, чтобы эффективно управлять поездом, была разработана система управления торможением тяжеловесных поездов — СУТП, осуществляющая торможение в хвосте поезда с управлением по радиоканалу.

Вот как об этом говорится в журнале «Железнодорожный транспорт» (№ 7 за 2005 г.): «Решение было найдено специалистами НТЦ „Вагон-Тормоз“ (г. Екатеринбург) совместно с ОАО „Ижевский радиозавод“ при научном сопровождении ВНИИАСа. НТЦ были сконструированы основное оборудование системы, пневматические и электронные блоки, разработаны и запрограммированы алгоритмы управления процессами торможения и передачи команд и тестовой информации с локомотива на хвостовой вагон и обратно. Оригинальные радиомодемы для системы СУТП и алгоритмы передачи данных по радиоканалу с помехоустойчивым кодированием разработали специалисты Ижевского радиозавода».

Радиомодем предназначен для работы в диапазоне частот, выделенном для нужд «РЖД», и способен работать в условиях, когда уровень помех превышает уровень полезного сигнала. При его создании были использованы самые современные научные разработки в области цифровой радиосвязи. Принципы и методы, примененные в радиомодеме, одобрены специалистами НИИ-МИИТ, ВНИИ-АС, ВНИИС.

Опытную партию радиомодемов изготовили в ООО «ИРЗ-Связь», для обеспечения 10 составов. В целях проверки работоспособности СУТП в эксплуатационных условиях были осуществлены экспериментальные поездки с этой системой.

Первый «девятитысячник» пропустили по Западно-Сибирской дороге. Во всех испытаниях наряду с представителями ВНИИ-АС, ВНИИЖТ, департаментов локомотивного хозяйства, связи, НТЦ «Вагон-Тормоз» участвовали и  специалисты с радиозавода.

Результаты оказались успешными: за счет применения технологии дополнительной разрядки тормозной магистрали с хвоста поезда при управлении торможением продольно-динамические реакции в поезде сократились почти вдвое. Теперь на основе эксплуатации опытной партии предстоит окончательная доработка системы СУТП, решение ряда других технических задач в рамках совместной работы ученых и практиков.

Все новости